Хоть пчёлка и невелика, но велики её дела.

Хоть пчёлка и невелика, но велики её дела!

Учительская

Скрытый смысл в народных сказках

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на психику ребёнка чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
- Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
- Указывать на цикличность бытия
- Служить астрономическим или природным календарём
- Быть хранилищем истории
- Связывать с предками
- Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
- Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

«Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

«По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

«Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

В этой же сказке герой сталкивается с не менее важным мифическим персонажем - Бабой Ягой. Это существо знает многое о жизни и о смерти и, проведя героя через цепь испытаний (чтобы проверить искренность и силу его порывов), способно поднять силу его Духа до невероятных высот, одарив мудростью, знаниями и способностями.

Заключение

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, народных, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Особенности работы над проектом в начальной школе

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Правила выбора темы проекта
 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
 Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
 Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
 Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
 Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
 Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
 Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
 Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Структура проекта. 
Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
  •  Выбор темы.
  •  Постановка цели и задач.
  •  Гипотеза исследования.
  •  Организация исследования.
  •  Подготовка к защите и защита работы.
  •  Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: 
  • Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. 
  • Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Проектирование. 
В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
 Роль учителя. 
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
 1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик,
 2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
 Последний этап - УЧИТЕЛЬ - ученик.  
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
Презентация 
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
Первое тренировочное задание уместно организовать в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие
Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.
Подготовка к занятиям
Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:
  •  выбрать тему;
  •  подумать;
  • спросить у другого человека;
  • получить информацию из книг; 
  • понаблюдать;
  • посмотреть по телевизору;
  • провести эксперимент;
  • обсудить в группе;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта
  •  презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предложить детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта использовать самый простой вид – информационный.
Класс можно разделить на две группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.
Например, 1 группа – «Наши четвероногие питомцы - кошки».
2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».
Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта и «презентация проекта». 
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
 подумать; Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
 спросить у другого; Нацелить ребят на то, что расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. Но дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
 получить информацию из книг; Для этого заранее подобрать дополнительную литературу по темам, которые выбрали дети. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
 наблюдения и эксперименты; Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):
Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного.
Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта и др.).
Сообщение по результатам работы (презентация проекта)
Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Время представления проекта целесообразно ограничить 7–9 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Второй этап – самостоятельные исследования
Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Какая она, русская зима?»
Подготовка к проекту
Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств - «папка учёного». В эту папку каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме.
Работа над проектом.
Начали мы как обычно – с выбора темы.
По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.
На уроках литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская зима – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Волшебница-зима», «Какая она, русская зима?», «Образ русской зимы». Дети определили тему исследования - «Какая она, русская зима?»
Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Хранители традиций». Каждая группа должна была определить цель своего научного исследования.
Ответ на вопрос «Какая она, русская зима?» – цель этого проекта. Детям предстояло и провести наблюдения, и расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили открытки и поделки, буклеты со стихотворениями собственного сочинения, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.
Сообщение результатов (презентация работ).
Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.
Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.


Карточки-смайлы для регулятивных УУД
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.   На первой ступени реализации ФГОС НОО (т.е. в 1 классе) у меня возникла проблема формирования у детей объективной самооценки и умения  строить план своих действий, т.е. формирование регулятивных УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
v  ·       целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
v  ·       планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;
v  ·       прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
v  ·       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;
v  ·       коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата; внесение измене­ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
v  ·       оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;
v  ·       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Таким образом,  были сформированы цели для разработки приёма «Карточек-смайлов». Использование данных карточек с определёнными надписями способствует :
Ø  развитию объективной самооценки
Ø  способности оценивать и планировать дальнейшую деятельность на уроках
Ø  возможности контролировать работу в группах ,парах
Ø  проводить релаксационные моменты
Ø  корректировать  деятельность обучающихся на уроках
Ø  контролировать выполнение заданий на дифференцированных уровнях
Технология применения карточек-смайлов проста:
У каждого ребёнка находится набор из трёх файлов. Отвечая на ситуативные вопросы, ребёнок поднимает-показывает одну из карточек.( у меня всё получилось, не доволен своей работой, ничего не получилось) Какими ситуативными вопросами можно пользоваться? Приведу пример:  С каким настроением вы пришли на урок? Сложным ли оказалось задание? Всё ли получилось в выполнении задания? Оцените работу в группе. Оцените работу своей пары. Как, по-вашему, прошёл урок?
Так же используя данный материал, можно обозначить проблему на уроке. Например, при изучении в 1 классе темы по русскому языку «Правописание сочетаний чк, чн, щн» в начале урока  детям было предложено вставить пропущенные орфограммы в словах птичка,ночной,мощный. Задание было на самостоятельную работу. 30 % детей засомневались, показывая карточку «ничего не получилось». После звуко-буквенного разбора каждого слова, дети пришли к выводу,что «ь» не пишется после мягких шипящих. В конце урока было дано задание аналогичное первому. Все дети оценили свою работу карточкой «всё получилось»
Работа с карточками ведётся систематически и планомерно. Результаты работы вы можете видеть на слайде. К концу третьей четверти дети вполне способны оценить объективно свою работу, работу в паре, а так же спланировать свою деятельность через обозначение проблемы  на уроке.
Таким образом, использование карточек-смайлов  эффективно  отражается в таких параметрах:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом.
Математический калейдоскоп
Цели: развивать интеллектуальные, логические, умственные способности обучающихся, навыки коммуникативного общения, умения работать в команде.

Место проведения:   1 класс А, кабинет №4
Время проведения:   8ч.30мин. 8 декабря 2011 года
Оборудование:  модель калейдоскопа, геометрические фигуры с заданиями, портреты математиков, 3 кегли, записи песен,
                                                 

         I.            Орг.момент. Определение темы и задач.

(Звучит запись песни «Дважды два четыре», под которую дети рассаживаются по командам.)
Учитель: Доброе утро! Мира, счастья и любви вам и вашим близким!
-Настроимся на работу.
Слайд №1
Сегодня мы посмотрим математический калейдоскоп, ведь математика – царица наук.
Слайд №2
 А великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов говорил:
 Математику уже затем учить надо,
 что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
-Что значит, приводит ум в порядок? (Развивает мышление, память, логику, при счёте нельзя ошибаться, Учит чётким действиям, планировать свою работу... Математика – точная наука. Знания её необходимы в любой профессии.)


     II.            Вступление. Представление команд.
Учитель. Представляю гостям 4 команды-сотки. (Дети хором называют название команды: Цифры. Числа. Знаки. Геометрические фигуры.

Защита названия команды.

1. Цифры – это знак для записи числа. Чтобы всё подсчитать, нужно знать числа, а написать – цифры. Слово цифра возникло от арабского слова  «сифр». В 1202 году в «Книге об абаке» Леонардо Пизанский писал: «С помощью этих знаков: 9,8,7,6,5,4,3,2,1 и знака 0, можно написать какое угодно число». В дальнейшем словом «цифра» стали называть все эти знаки.
В Западной Европе  до 18 века в официальных документах применялась римская буквенная нумерация.

2.  В математике много знаков и символов. Они используются для краткой записи различных действий. Мы знаем несколько математических знаков.


Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в этом моё предназначенье.

Я – МИНУС,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Лишь роль свою я выполняю.

А чтобы числа вам сравнить
Без нас не обойтись!
Больше, меньше и равно
Всё получиться, друг мой. 

3. Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название числа «один» связывалось со словом «солнце». А название для числа «два» - с предметами, встречающимися попарно: с крыльями, глазами, ушами. А всё, что после двух, называлось «много».
Но потом понадобилось называть и другие числа. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для 1 и 2. Например, чтобы назвать число «пять», говорили «два, два, один».
Позднее слово «три» стали называть вместо слова «много». И даже сейчас мать, рассердившись на сына, говорит ему: «Что, я три раза должна повторять одно и то же!» Так постепенно люди осваивали счёт.
4. Всё, что имеем мы на свете,
       геометрия разметит,
       На фигуры, на прямые
       и на точки веховые.
       Землю, дом, сады, скамейки,
       всё измерит по линейке.
       Геометрия сначала, только землю измеряла,
       А потом в ней, как поэмы, появились теоремы
       О фигурах, об углах, об отрезках и лучах.
В математике есть раздел, который называется ГЕОМЕТРИЯ.  Мы знаем уже много геометрических фигур: круг, овал, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, пятиугольник и другие. А так же геометрические тела: цилиндр, конус, пирамида, куб, параллелепипед, шар.

Учитель. Сегодня мы посмотрим «Математический калейдоскоп».
- А что означает слово калейдоскоп? Предоставляем слово пчёлкам-информаторам, которые работали с толковыми словарями. (По соткам отвечают.)

КАЛЕЙДОСКОП Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова даёт следующее объяснение:  "КАЛЕЙДОСКОП"
1. Это прибор в виде зрительной трубки с вставленными в нее под углом 60градусов  друг к другу зеркальными стеклами и положенными между ними цветными стеклышками, отрезками цветной бумаги, бисером и т. п., которые при поворачивании прибора отражаются в зеркалах и создают разнообразные красивые узоры.
Слайд №3
2. Это быстрая смена мелькающих образов, впечатлений. Например, калейдоскоп лиц. Пестрый калейдоскоп событий. Изобретён Девидом  Брюстером в 1817году. Брюстер с самого детства интересовался свойствами стекла и света. В 10 лет он построил свой первый телескоп.

3.Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "КАЛЕЙДОСКОП"
Это узорник; трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорочною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки. Впоследствии стал детской игрушкой.
Калейдоскопы используют и в медицине. Разглядывание узоров в калейдоскопе, успокаивает нервы, снимает напряжение и стресс. Сейчас в Америке и Европе такой метод лечения пользуется популярностью.

4.Достоверные исторические факты о существовании калейдоскопов в России обнаружены применительно к началу XIX столетия.  Некоторые учёные  исследовали, что раньше Брюстера изобрели калейдоскопы в России. А сделал это никто иной, как Ломоносов.
Калейдоскоп используют музыканты и композиторы, настраиваясь на игру или улавливая появившуюся в мыслях новую мелодию.
Слайд №3    Калейдоскопы бывают разных видов: масляный, калейдоскоп-карта, игрушечный.

Учитель. Спасибо за поисковую деятельность нашим информаторам-пчёлкам.
-Подумайте о задачах на сегодняшнее занятие и закончите предложение: «На математическом калейдоскопе мы будем … (размышлять, обсуждать, анализировать, доказывать, внимательно слушать одноклассников, развивать математическую речь, расширять свой кругозор, стараться быть перспективными …).

-Итак, если мы правильно решим математические задания и будем дружны, внимательны друг к другу, то у нас получится необычная картинка в калейдоскопе. Хотите её увидеть? Начинаем незамедлительно!
(Задания написаны на геометрических телах. Представители команд вытягивают одно тело,  и все выполняют задание. По его окончанию выкладывается картинка пчелы в шестиграннике-сотке на доске.)

  III.            Выполнение заданий.
Учитель. - Итак, запускаем наш калейдоскоп. (Звучит музыка. После обсуждения каждая сотка поднимает нужную табличку с числом.)

1 задание.  Задачи в стихах.  
                                                                                            


 Пять пирожков лежало в миске.
 Два пирожка взяла Лариска, 
 Еще один стащила киска.
 А сколько же осталось в миске? (2)
  
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай их поскорей - 
Сколько всего в воде малышей? (6)

У нашей кошки пять котят,
 В лукошке рядышком сидят.
 А у соседской кошки - три!
 Такие милые, смотри!
 Помогите сосчитать,
 Сколько будет три и пять? (8)

Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть. 
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (5)

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? (3)



- Для 1 и 3 сотки: дайте характеристику чисел: 6 и 5.
- Для 2 и 4 сотки: что интересного вы расскажите про числа 3 и 8?
- Молодцы! Первая часть картинки открывается. (Под музыку.)

2 задание. Логические задачи.

                        (Используются песочные часы для контроля обсуждения.)
Учитель. - На этот раз,  вам посчастливилось решить логические задачи.  Условие: ответ надо доказать. (Команды выбирают карточку с задачей и нужные предметы для доказательства.)
·         В батоне сделали 2 разреза. Сколько получилось кусков?
Ответ: получилось 3 куска.
·         У поросёнка 2 правых лапы, 2 левых лапы, 2 впереди, 2 сзади. Сколько лап у поросёнка?
Ответ: у поросёнка 4 лапы.
·           Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
Ответ: 2 человека.
·                     В двух карманах 5 орехов. Из одного кармана в другой переложили 2 ореха. Сколько стало орехов в двух карманах.
Ответ: столько же, 5 орехов.

-Ваше умелое рассуждение и доказательство помогло нам открыть следующую часть картинки. (Под музыку.)

Физминутка.
(Под музыку  «Зарядка для хвоста»  из мультфильма «38 попугаев».)
3 задание. Математические ребусы.

- А сейчас ваше любимое задание – ребусы.
 РАС100ЯНИЕ,  ТЕ100,  Р1А,  100лица,  С3Ж,  О5,  ПО2Л,  ОСЕ3НА,  7Я
-Что или кого означает слово  осетрина?
-Что является РОДИНОЙ для вас? Какая родина у всех нас?
- Назовите столицу нашей родины.
- Можно ли наш класс назвать семьёй? (Да. Мы много времени проводим вместе, у нас общая цель – получить как можно больше знаний, решаем совместно важные вопросы, помогаем друг другу в трудную минуту, радуемся за успехи одноклассников. Мы – классная семья.)
- Благодаря  вашей дружной работе,  открывается ещё одна часть картинки.

4 задание. Геометрическое задание.

Учитель. Здесь нас ждёт встреча с геометрическими фигурами.
(Инсценировка.)


Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший, квадратный
Добродушный, приятный.
Младший треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
- Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их всех – четыре!»
Но Квадрат ответил: «Брат,
Я же старше, я – квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней».
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Чтобы навредить Квадрату.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов.
Спать ложился – был квадратом,
А проснёшься непонятным».














И наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел - и онемел.
Ведь теперь из нашего квадрата
Получилось два весёлых брата!








Учитель. Спасибо!  Если бы Треугольник хорошо подумал, то мог бы сделать из Квадрата два родных брата - треугольника. Как? (Обсуждение и практическая работа  по соткам под песочные часы.)
- Замечательно знаете элементы геометрии. Можно открыть следующую часть калейдоскопа.

Музыкальная пауза.
 Математические частушки.
На сегодняшнем уроке
Нас учили ОТНИМАТЬ!
Разве мог я это слушать,
Сидеть смирно и молчать!

Наизусть, спросите маму,
Знаю все слова рекламы.
А сложения таблицу
Не запомню я никак!

Знают все ребята в мире,
 Дважды два - всегда четыре!
 А кто с этим не согласен,
Тот для общества опасен!

Дал списать я на контрольной
Все задачки Количке.
И теперь у нас в тетрадках
У обоих в двоечки.

Цифры в Дашиной тетради
Не стоят, как на параде.
Они прыгают и пляшут,
Даше хвостиками машут.

Математику, друзья,
Очень я люблю ведь.
Как её мне не любить?
Коммерсантом мне же быть!


6 задание. Спичичный турнир.

Учитель: - Спички – это не игрушки, с ними нельзя играть. Но сегодня на Спичичном турнире мы потренируем  логического мышления. Выполните правильно задание на карточке. (Выполняется под песочные часы.)

1 и 2 карточка. Переложите 1 палочку так, чтобы домик смотрел в другую сторону.


3 и 4 карточки. Переложите 2 палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.


Учитель. - Здорово! С удовольствием открываем очередную часть картинки.

7 задание. Числовые пословицы и крылатые выражения.

Учитель. – Когда вы готовили проекты про числа, то узнали много пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений. И сейчас пора проверить  ваш багаж знаний о числах в устном народном творчестве.
( Учитель поднимает таблички с цифрами, а дети называют пословицы, поговорки, фразеологизмы с их использованием.)
1-      Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Один в поле не воин.
2-       За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Два сапога пара.
3-       Плакать в три ручья. Обещанного три года ждут.
4-       Жить в четырёх стенах. На все четыре стороны.
5-       Как свои пять пальцев.
6-       Шестое чувство.
     7- Семеро одного не ждут. Семь бед - один ответ. Семь раз примерь - один отрежь. У семи нянек дитя без глазу.  Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
     8- Весна да осень – на дню погод восемь.
     9- Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
(Выделенные фразы объясняют.)

Учитель. – Умнички! А знаете ли вы сказки, в названии которых употреблены числа?
 (Три медведя, Три поросёнка, Три толстяка, Четыре желания, Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, 3 орешка для золушки, 12 месяцев, Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях.)
·        Работа с выставкой книг о математике.
- Пора открывать следующую часть калейдоскопа.

Игротека.
Ø  По два игрока из трёх. На полу стоят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бёдрах или за спиной. По команде каждый старается схватить две кегли. Тот, кому достанется одна, проигрывает.
                                            (Под музыку «Дважды два четыре».)

8 задание. Историческая справка.

- Нельзя изучать математику, не зная её основателей, учёных.
Ученик. Кто математику творил?
Конечно, это люди.
Мы никогда о вкладе их
В науку не забудем.
Они ведь в разные года
Писали теоремы,
Одолевали сто задач
И сложные проблемы.
Мы их портрет воссоздадим,
Мы воспоём им славу,
Берём пример мы нынче с них,
Они достойны, право!
1 команда. В начале имени - число,
              Посередине – нота.
              Окончание его –
              Египетский бог солнца.
              Учёный этот, чтоб ты знал,
              Теореме имя дал.  (Пи-фа-гор)
    Пифагор с ранних лет стремится узнать как можно больше. Школа Пифагора дала Греции много талантливых философов, физиков и математиков. С их именем связаны в математике введение доказательств теоремы, носящей имя Пифагора, построение некоторых многоугольников, а также учение о четных и нечетных, простых и составных числах.
     Пифагор был победителем Олимпийских игр, основателем нумерологии. По легенде, за доказательство им известной теоремы были принесены в жертву богам 100 быков.
2 команда. Математики начала
По обоям изучала.
Прочили ей путь в науку.
Только вот такая штука:
В России она не смогла бы учиться-
Не взяли б в то время в студенты девицу.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин.
Это Софья Ковалевская.
Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. В 1889 получила большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка. Исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна.
3 команда. Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал.
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал,
Свой народ спасал от бед.
Его имя  Архимед.
Архимед был просто одержим математикой. Он забывал о пище, совершенно не заботился о себе. Архимед прославился многими механическими конструкциями. Архимед построил планетарий или «небесную сферу», при движении которой можно было наблюдать движение пяти планет, восход Солнца и Луны, фазы и затмения Луны, исчезновение обоих тел за линией горизонта. Занимался проблемой определения расстояний до планет.
4 команда. Дворянин, философ, воин
Нашей памяти достоин.
До сих пор координаты
Зовут именем Декарта.
Декарт исследовал алгебраические и ряд «механических» функций. Он сформулировал (хотя и не доказал) основную теорему алгебры.

Учитель: - Вот и пора открыть последнюю часть калейдоскопа. Внимание! Наступил торжественный момент: вся картинка открыта!

IV. Подведение итога.

Учитель.
-Почему у нас открылась именно пчёлка? (Наш классный коллектив носит название «Пчёлки и дружный улей».)
- Какой девиз у нас? (Хоть пчёлка и невелика, но велики её дела.)
- Что помогло нам решить все задания?
 - Я считаю, что вы сделали сегодня большое дело – показали свои знания по математике и дружеские отношения между собой.
- Прав ли был Ломоносов? Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
Слайд № 4
- Вы МО-ЛОД-ЦЫ!  (Дети: СА-МИ ЗНА-ЕМ! Хлопки.)
Ученик. Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье –
Не получится сложенья!
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка на всех:
За тобою и за мной
Запоёт весь шар земной!
- И в заключении  полюбившаяся нам песня о нашем коллективе «Круто ты попал…». ( Дети разворачиваются  к гостям.)

Список литературы

1.     Василенко Г.И. и другие. Дни наук в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
2.     Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.     Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание, 1992.
4.     Агеева И.Д. 500 частушек для детей. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
5.     Педагогическое творчество. Журнал. №4 1999.
6.     Начальная школа. Газета № 10 2008. №7 2010, №5 2001, №41 1999.
7.     Начальная школа: плюс до и после. Журнал № 7 2007. №6 2006.




"Весна, весна на улице, весенние деньки, весенних именинников поздравляем мы"
Место проведения: 1 класс А, кабинет №4
Время проведения: 11 мая 2012 года
Цели и задачи мероприятия:
1. Содействовать формированию классного коллектива, сплочению сообщества детей и взрослых.
2. Способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка.
3. Воспитывать чувство доброты, вежливости, аккуратность.
4. Расширять кругозор учащихся.
 
Оборудование: фотоаппарат, музыкальный центр, СД- диск с записью музыки, воздушные шары, плакаты для оформления зала, предметы для конкурсов, костюмы героев праздника.
                               
            
Ход праздника
Дети входят в празднично украшенный зал.
Учитель:  Именины! Именины!
У Настюши, Оли, Димы,
У мальчишек и девчонок
Всем приятно отмечать!
Все мы любим день рожденья
И хоть полон он забот
Как приятно в день рожденья
Старше стать на целый год!
Для скуки – ни одной минутки!
Шутить! Играть! Скучать нельзя!
Запомнят праздник наш друзья!
Ведущий 1: Проходят осень и зима,
весна  и лето.
В них каждый месяц, без сомненья,
Нам дарит то,
Что ждём весь год –
Чудесный праздник – День рожденья!
Встречайте «виновников» торжества!
                          Все встают и приветствуют именинников аплодисментами.  Под звуки музыки, они проходят круг почета и садятся «под арку», оформленную шарами.
 Ведущий 2: Посмотрите на именинников:
Все сияют, как новые полтинники.
Все такие хорошие, все такие пригожие.
Не зря любуются ваши родители,
А также окрестные жители.



1-й ученик:
В день вашего рождения
Желаем всяческих, благ земных,
Желаем жить вам, не старея,
До сотни лет среди родных.
2-й ученик:
А в жизни скромной, повседневной —
Чтоб каждый час вам приносил
Побольше бодрости душевной,
Физических побольше сил.
3-й ученик:
Желаем вам:
В работе — скорости,
В здоровье — бодрости,
В счастье — вечности,
В жизни — бесконечности.
4-й ученик:
Желаем вам:
От солнца — тепла,
От людей — добра,
От мамы с папой — нежности,
От друзей — любви и вечности.
5-й ученик:
Желаем в жизни много счастья.
Любви, душевного тепла,
Чтоб миновали вас ненастья,
Вся жизнь, чтоб светлая была!
Все вместе:
Поздравляем!

Ирине пожелаем доброты и понимания,
Друзья пусть любят и в делах везёт,
Исполнятся заветные желания.

Настюшам пожелаем счастья и удачи,
Больших успехов, преданных друзей.
Пусть будет жизнь на радости богаче,
Полна хороших встреч и ярких дней!

Дмитриям, Никите желаем мы лететь стремительно вперёд,
Не опасаясь поворотов, тебя всегда удача ждёт!

Дарина и Оля! Пусть не будет на сердце печали,
Пусть всегда окружают друзья.
Мира, радости, счастья желаем
И успехов во всём и всегда!

Софиюшка, пусть этот день, как песня соловья,
Перечеркнёт всех хмурых дней ненастье.
Пусть жизнь твоя, как ранняя весна,
Приносит каждый день в ладонях счастье!

Юрию мы от души желаем радости, везенья,
Много добрых и счастливых дней,
Чтоб отличным было настроенье,
Жизнь - полна улыбками друзей.

Андрею желаем успехов, удачи,
Легко отдыхать, и трудится с отдачей,
Чтоб радость в судьбе твоей чаще встречалась,
Чтоб всё выходило и всё получалось!
  1 ученик: Наконец весна пришла
Соловьи поют с утра,
Солнце светит ласково,
И я очень счастлива!
 2 ученик: Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне
Весна в апреле прилетает
С весёлой ласточкой ко мне!
 3 ученик: Весна разгонит злые тучи
И май наш – месяц самый лучший.
 4 ученик: Всех, кто ясным днём весенним
День рожденья празднует,
Мы сегодня поздравляем
С днём чудесным, радостным!
Учитель: Сегодня мы отмечаем день рождения детей, которые родились весной. Я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Звучит музыка В. Шаинского “Голубой вагон”.
 Дети цепляются друг за друга, образуя поезд.
В добрый путь!
Первая наша остановка будет на станции “Весенняя”.
Звучит музыка, детей встречает Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости, на станцию “Весенняя”. Поздравляю всех ребят, кто весной родился!
Очень люблю я гостей забавлять, загадки различные им задавать! А вы готовы отгадать мои загадки? Ну, тогда слушайте внимательно.


Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
(весна)
Всех прилетных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица -……(грач)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.
(дождь)
Превращает почки в зеленые листочки
Деревья одевает, посевы поливает.
Вся движением полна, а зовут ее ……(весна).


Весна: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам поиграть в игру “Не промочи ноги”.
Весенний дождь – очень частый гость и поэтому на улицах много луж. Вот я и хочу посмотреть, умеете ли вы пройти через них, не замочив ног.
Детям дают по два листа картона . перекладывая их нужно “пройти через лужи”.
Весна: Вижу, очень ловкие вы и осторожные! Это в жизни пригодится!
Звучит гудок паровоза. Дети снова цепляются друг за друга и едут дальше.
Ведущий 1: Следующая наша станция “Рисовальная”.
Детей встречает Карандаш.
Карандаш: Здравствуйте! Кто вы? И куда путь держите?
Предлагаю вам отдохнуть немного. А рисовать вы умеете? Вот сейчас я и проверю. Вам нужно нарисовать кота с закрытыми глазами.


Нарисуйте круг большой,
сверху маленький такой.
На макушке – ушка два –
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов –
Он красивей всех котов!


Проводится аттракцион “Нарисуй кота с закрытыми глазами”.
(Дети делятся на две команды и по очереди рисуют с закрытыми глазами кота).
Карандаш: Да, интересные у вас котики получились. Я дарю вам их на память! А теперь вам пора спешить. Слышите гудок?
Дети встают паровозиком и едут дальше.
Ведущий 2: Следующая станция “Танцевальная”.
Детей встречает обезьянка Чита, поздравляет их с днем рождения и предлагает веселый танец.
Песня на мотив Г. Гладкова “Чунга-чанга”.
День рожденья с детства любишь ты.
В день рожденья – дарятся цветы.
В день рожденья – водят “Каравай”.
Вместе с нами дружно запевай.
Припев:
Веселятся дружно дети.
Праздник любят все на свете.
Только раз в году бывает день рожденья!
Поздравленья и подарки,
И наряды очень ярки –
С нетерпеньем ждем всегда мы День рожденья!
В день рожденья – танцы, песни, смех.
В день рожденья ждет тебя успех.
В день рожденья – сбудутся мечты.
В день рожденья так прекрасен ты!       Припев: тот же.
Ведущий 1: Весело у вас тут, но нам пора ехать дальше, ведь нам нужна станция “Именинная”. До свидания, Чита!
Дети едут дальше.
Следующая станция “Сказочная”.    Детей встречает сказочная Фея.
Фея: Здравствуйте, дорогие мои! Я – сказочная Фея и могу отгадать кто вы, куда и зачем едете. У вас сегодня праздник. Вы отмечаете день весенних именинников и держите путь на станцию “Именинная”, чтобы поздравить детей, родившихся весной.
Ведущий 2: Да, волшебная Фея, ты угадала. А ты не могла бы нам подсказать дорогу?
Фея: Конечно, могу! Но только вы должны ответить на мои сказочные вопросы. Ребята, вы любите сказки? Ну, тогда вы справитесь с заданием!
  • Какой гостинец несла Красная Шапочка бабушке? (пирожки)
  • Какую вещь проглотил крокодил в сказке “Мойдодыр”? (мочалку)
  • Вспомните, кто рос вместе с волчатами, и отец Волк его учил? (Маугли)
  • У Аленушки – сестрицы
    Унесли братишку птицы,
    Высоко они летят,
    Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
Ну, молодцы, ребятки, знаете отгадки! Что ж, даю я вам клубок, потому как путь далек. За клубочком вы пойдете – станцию свою найдете.
Ведущий 1: Спасибо тебе, сказочная Фея, нам нужно торопиться!
Дети паровозиком едут за клубочком.
Конкурс в пути проводят ведущие.
Ведущий 2:
Газеты можно не только читать зимою, весною и летом.
А можно в ведро пулять, скомканной газетой.
И чем плотнее газету сомнёшь, тем точнее в ведро попадёшь.

Каждой команде предлагается смять в комочки 5 листов газеты и попасть ими в ведро. Побеждают самые меткие.
Ведущий 1:
Весна нас солнцем радует.
И снова на лугу цветы, весной согретые, конечно, расцветут. Кто больше их названий знает, тот в конкурсе и побеждает.

Команды по очереди называют цветы. Команда, давшая последнее название, побеждает.
Ведущий 2: Конкурс «Кто быстрее».

Чтоб выросли фрукты и ягоды,
Деревья должны расцвести.
Пока же попробуйте в ложечке
маленькой
Апельсин до конца донести.
        На линии старта выстраивается несколько команд по 4–5 человек.
Игроки должны пронести большой апельсин в маленькой ложечке до
линии финиша. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
В этом конкурсе мы проверим, на сколько, вы хозяйственные. Для этого конкурса мне нужно 5 человек именинников и 5 человек не именинников.
Ведущий 1: Вот мы и на станции «Именинная»!
Учитель: Проводится игра “Подари красивое словечко имениннику”.
Учитель: Именинники, вниманье!
Сообщить вам рада я.
Вас хотят сейчас поздравить
Ваши лучшие друзья.
 (Дети по очереди “дарят” комплементы именинникам).   
                Итог. Заключение.      (Выходят дети и читают стихи для именинников)
 1 ученик. Всех детей мы поздравляем,
И от всей души желаем:
Не болеть, не простужаться,
Вместе с нами закаляться!
 2 ученик. Малышей не обижать,
Мам и пап не огорчать!
 3  ученик. Добрыми детьми расти
Хорошо себя вести!
 4 ученик. Вас, ребята, поздравляем,
И подарки вам вручаем!
 Ведущий 1: Именинники и гости! Все сюда идите!
 В круг большущий становитесь!
 Громче музыка играй!
  Для друзей своих сегодня
  Мы сыграем «Каравай».
                                Включить тихо спокойную  музыку
Учитель: Вы три четверти в школе отучились.
И скоро лето вас в дорогу позовёт.
Весь год вы так старательно трудились,
Весь год упорно шли вперёд.
За этот год вы выросли, окрепли,
Привыкли в коллективе жить.
Друг другу на уроках помогая,
Вы научились дружбой дорожить.
- Да, вот такие замечательные наши именинники. Но и вы тоже молодцы. Ведь без вас, без вашей поддержки им было бы трудно и, наверное, не очень весело. Давайте всегда помнить о том, какие мы, стараться не обижать друг друга, помогать друг другу, как сегодня.
                                   В заключении дети поют песню Крокодила Гены.


Список использованной литературы
Е. Н. Степанова, М. А. Александрова. Классные классные дела. М., 2004
Начальная школа. №12, 2003




ОРГ.СБОР "ПЧЁЛКИ И ДРУЖНЫЙ УЛЕЙ"
Составила и провела: учитель начальных классов Черникова Эльвира Михайловна
Место проведения: 1 класс А
Время проведения: конец 1 четверти
Цель: умело организовать внеурочную деятельность детей внутри классного коллектива
Задачи:
• Утвердить название класса, девиз, речёвку, песню.
• Распределить детей на сотки.
• Определить круг обязанностей.

I. Вступление. (Звучит музыка «Улыбка».)
Учитель: Сегодня у нас первый классный сбор, на котором мы попробуем организовать нашу совместную классную жизнь, работу.
1. Монтаж стихов.

Вот и мы! Встречайте нас-
Мы ваш новый первый класс!
Отправляемся мы в школу
Рано утром в семь часов.
Мы приходим все с бантами.
Брюки гладим теперь сами!
Посмотрите, стрелки есть:
Может пять, а может – шесть!
Привыкаем мы к порядку:
Утром делаем зарядку,
И встаём мы всякий раз,
Как учитель входит в класс.
Мы теперь ученики,
Нам не до гулянья.
На дом задают крючки-
Трудное заданье!
В классе заняты все делом
От звонка и до звонка.
Только жаль, что переменка
В школе очень коротка!
В школе нам уж показали,
Как писать большую «А».
В школе нам уж рассказали,
Что такое цифра «два».
Два поставят, так и знай!
Это значит, ты лентяй!
Только мы пока не знаем,
Кто окажется лентяем.
Сколько в школе мы узнаем!
Сколько книжек прочитаем!
Нам по этому пути
Много лет ещё идти!

Учитель: Ну, а наше знакомство продолжается.
2. Игра «Для кого?»
-Слушайте внимательно и, где нужно, говорите слова «Для меня?»
Кто-то, где-то сделал парту.
Для кого? (Для меня.)
Смастерили глобус, карту.
Для кого?
И пришёл ты на рассвете
В первый раз!
Как и все другие дети,
В первый класс!
Там звонок на перемене.
Для кого?
И доска висит на стенке.
Для кого?
Ручка, карандаш в пенале.
Для кого?
А каникулы настали
Для кого?
Значит, надо так учиться,
Значит, надо так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться
За кого?
3. Монтаж стихов.

Мне завидует Сашка –
Я сегодня первоклашка!
У него пока что нос
До учёбы не дорос.

В этот год я в первый раз
Отправлялся в первый класс.
Постараюсь я во всём
Лучшим быть учеником.

Рассказали мама с папой,
Как вести себя за партой.
Например, нельзя лежать,
Парта – это не кровать.

Я сидеть намерен прямо,
Как меня учила мама.
Захочу спросить, сказать,
Буду руку поднимать.

И не будем мы болтать.
Чтоб уроки не срывать!
Тридцать пять минут урок!
Продержаться бы весь срок.

Все мы знаем на «отлично» -
Драться в классе неприлично!
Очень вежливыми будем
И про ссоры позабудем.

Ученик обязан знать:
Надо медленно писать,
Чтобы не было ошибок
И в тетрадке было «пять»!
А ещё дружить стараться,
Спортом больше заниматься.
Обещаем не лениться –
Очень хочется учиться!

4. Сценка «1 класс».
Нас в школу приглашают
Задорные звонки.
Мы были малышами,
Теперь – ученики!
Любим чистый светлый класс
Это раз!
Там учительница с нами –
Это два!
Нет лентяев посмотри –
Это три!
Нет дружней нас в целом мире –
Получается четыре!
Любим петь и танцевать –
Это пять!
Ученик. Первый класс! Первый класс!
Просто первоклассный класс!
На стене картинки, карты,
В три ряда сверкают парты!
Интересно, это тут
Всем пятёрки раздают?
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Ученица. Ой, смотрите, учительница
Вошла к нам в класс!
Наверное, классной руководительницей
Будет она у нас!
Ученица. Ой! Уже улыбнулась нам!
До чего ж, ребята, повезло всем нам!
Мы стараться обещаем, честно,
Чтобы радоваться вместе!

II. Создание классного коллектива.
1. Введение.
Учитель: Посмотрите, сколько нас, таких замечательных и симпатичных людей! Каждый из нас прекрасен и неповторим! В мире нет людей, полностью на нас похожих,как нет цветов, полностью похожих друг на друга, нет деревьев, одинаковых во всём, даже двух одинаковых веточек на дереве нет.
(Показываю 2 веточки.)
-Посмотрите, одинаковые ли они? (Нет, не одинаковые.)
-Да, у каждой веточки свои особенности. Но смотрите, как легко ломается 1 веточка – почти без усилий.
(Один ребёнок ломает веточку.)
-Точно также легко «сломать», обидеть человека, когда он один. А что, если попробовать сломать сразу несколько веточек?
(Ребёнок пробует сделать это.)
-Так ли это легко? (Нет.)
-Нельзя сломать людей, если они всегда держатся вместе, если они друзья и всегда и во всём помогают друг другу. Запомните это!
Ребята, мы с вами будем встречаться каждый день, проводить вместе много времени, будем вместе работать и отдыхать. Поэтому мы должны так подружиться чтобы нас нельзя было «сломать», как эту связку веток. Согласны? (Да, согласны!)
-Мы будем дружить? (Да, будем!)
-Мы будем уважать друг друга?
-Мы будем помогать друг другу?
-Мы будем доверять друг другу?
-Мы будем одной командой?
-Тогда давайте соединим наши руки в общем рукопожатии и будем об этом помнить всегда!
-Теперь мы одна команда. А команде нужно название.

2. Выбор названия.
(Дети предлагают названия с объяснением.)
Затем я предлагаю отгадать загадку:
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная … (пчела).
(Открываю доску, на которой расположены соты и много пчёлок.
Показываю игрушку Пчёлку, которая «прилетела» к нам на праздник.)
3. Подбор девиза и речёвки.
Девиз: Хоть пчёлка и невелика, но велики её дела.
Речёвка:
-Раз, два!
-Три, четыре!
-Нет ребят дружнее в мире!
Всё на свете мы умеем:
Петь, учиться, танцевать.
Прочь с дороги нашей лень!
Пчёлки трудятся весь день!
4. Физминутка.
(Я надеваю на руку пчёлку-перчатку и играю с детьми. )
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («Доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (Имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («Отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (Слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (Руки под щеку, наклонить голову)

ИЛИ
Пчелы в ульях сидят
И в окошко глядят
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.

5. Выбор отрядной песня « Если добрый ты».
Учитель: Чтобы веселей было нужна отрядная песня, которая соединит нас, которая расскажет о нас. Я предлагаю вам песню доброго кота Леопольда.
(Слова песни Пляцковский М.) (Слушаем и поём под фонограмму.)

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.

6. Организация поручений.
( Деление на 4 сотки по 7 человек. Выходят дети-лидеры:
1 сотка – София
2 сотка – Мария
3 сотка – Ольга
4 сотка – Анастасия А.
Они набирают себе сотку: ещё 6 человек.)
Главная пчёлка – хозяйка улья -
Дети в сотках определяют поручения:
Пчёлка-командир -
Пчёлка-художник –
Пчёлка-информатор ( библиотекарь, знайка)–
Пчёлка-затейница –
Пчёлка-чистюлька (хозяйственник, санитар, эколог) –
Задание соткам: разработать обязанности каждой пчёлки в сотах.
(Дети записали на подготовленных шестигранниках против поручений имена.)
Учитель: Молодцы! А теперь прикрепите эти сотки к пчёлкам на доску.)
7. Создание Домика-сотки.
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом? (Соты.)
Учитель: Теперь нам надо из соток создать единый улей-дом. Представители соток (мальчики) строят общий дом-улей в центре доски под песню «Всем на свете нужен дом…»)

III. Тест «Какие мы?» (Работа по соткам.)
Учитель:
-Подобрать 5 качеств личности, которые вы хотели бы видеть у своих одноклассников в нашем дружном улье. Их записать на пальцах обведённой руки.
Выбрать из них 5 повторяющихся и создать одну руку обещаний!
1 А
Заботливые, дружные, отзывчивые, активные, творческие. (Весёлые, работящие, усердные, учтивые,…)
(Эти руки размещаются на домике у входа.)
IV. Клятва.
(Командиры соток читают по очереди, а остальные повторяют::«Клянусь!».)
1сотка.Клянусь уважать учителей, слушать их внимательно и не считать ворон во время урока!
-Клянусь!
2 сотка.Клянусь не огорчать родителей двойками и недостойным поведением!
-Клянусь!
3 сотка. Клянусь дружить с ребятами, не обижать малышей и всех одноклассников сделать своими товарищами!
-Клянусь!
4 сотка. Клянусь дружить с книгой, делать по утрам зарядку, стараться при выполнении домашних заданий!
-Клянусь!

V. Игра «КАК ЖИВЁШЬ?»
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь?
А плывёшь?
Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?
На урок спешишь?

VI. Заключение.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш орг.сбор. Надеюсь, мы станем самой дружной школьной семьёй! Помните, только вместе можно всё преодолеть.
Вы – МОЛОДЦЫ!
Дети: СА-МИ ЗНА-ЕМ!
Хлопки: 1,2
1,2,3,
1, 2, 3, 4, 5
Ученик. Сложение
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье –
Не получится сложенья!
Сложим стих, прибавим смех,
Выйдет песенка на всех:
За тобою и за мной
Запоёт весь шар земной!
(Исполняется песня «Круто, ты попал в 1 А…»
В школе мы совсем недавно, ходим только в 1 класс,
Но узнали мы о главном, что зависит всё от нас!

Нам не следует лениться, чтобы знанья получать,
Надо очень потрудиться, чтобы грамотными стать.

В нашем новом коллективе нам не скучно никогда,
Все девчонки удалые и ребята хоть куда,

И с учительницей, честно, повезло, ребята, нам,
С нею всё так интересно, верим мы её словам.

Припев: Круто, ты попал в 1 А, повезло,
Очень повезло нам, друзья!
VII. Просмотр мультфильма о пчёлках.